Земля боготольская

Общественно-политическая газета Боготольского района

ХОЗЯЕВА В СОБСТВЕННОМ ДОМЕ?

Работа ЖКХ: вопросов больше, чем ответов

Уже несколько лет в Красноярском крае идет реформа жилищно-коммунального хозяйства. Официальным стартом реформирования называют день введения Жилищного кодекса — 1 марта 2005 года. За прошедшее время несколько раз поднимались тарифы на оплату «коммуналки», внедрялись различные комплексы мер по обновлению и модернизации системы, социальной защиты малообеспеченных граждан, с тем, чтобы превратить отрасль ЖКХ региона из убыточной в инвестиционно-привлекательную, повысить эффективность ее работы. И все это делалось и делается для того, чтобы в конечном итоге улучшить качество предоставляемых населению ЖКХ-услуг.

Реформа коснулась и жилищно-коммунального комплекса нашей территории: в Боготоле появились две управляющих компании, несколько подрядных организаций, были организованы ТСЖ. Подводя промежуточные итоги реформирования коммунальной отрасли города, и оценивая результаты принимаемых мер по улучшению ее работы, с одной стороны нельзя не отметить ряд положительных изменений. В первую очередь, это стабильная работа городского коммунального хозяйства в зимний период. Кроме того, в последние годы заметно «похорошел» центр Боготола — отремонтированные и покрашенные фасады его домов приятно радуют глаз и поднимают настроение. В городе, наконец, появились благоустроенные красивые дворы. Стали чище придомовые территории и улицы. Постепенно меняется и отношение самих горожан к вопросам чистоты и благоустройства, люди начинают осознавать, что их жилище не заканчивается порогом квартиры, и что к местам общего пользования: подъезду, придомовой территории, двору — нужно относиться, как к своей собственности и беречь то, что есть, самостоятельно следить за порядком или хотя бы не мусорить. С другой стороны, к сожалению, наряду с позитивными переменами в жилищно-коммунальной сфере, есть здесь на сегодня и свои проблемы, главным образом связанные с тем, что боготольские потребители ЖКХ-услуг, далеко не всегда могут найти общий язык с основным их поставщиком  — ООО «Компания по управлению жилищным фондом г. Боготола» — в вопросах оплаты этих самых услуг, распределения денежных средств, а также проведения текущего и капитального ремонта в жилых домах. Освещая работу местного ЖКХ, я довольно часто слышу от боготольцев примерно следующее: «Управляющая компания — это организация, нанятая нами, собственниками, обслуживать наши дома: убирать снег, вывозить мусор, наводить порядок в подъездах. Но по стечению обстоятельств «КУЖФ г. Боготола» теперь, фактически, диктует, сколько и за что нам платить. Включает в тарифы несогласованные траты. Распоряжается деньгами на текущий ремонт. В общем, ведет себя как хозяйка. Притом, если бы мы еще понимали, за что платим! Но ясности нет, зато есть претензии к Управляющей компании, вызванные ее закрытостью и дефицитом информации: куда и на что конкретно идут наши платежи?»

В последнее время к нам в редакцию приходит немало писем от читателей, в которых они критикуют работу «КУЖФ г. Боготола» и просят помочь разобраться в той или иной спорной ситуации, возникшей в их взаимоотношениях с Управляющей компанией. В качестве примера, возьмем два последних письма, пришедших в «Землю боготольскую» среди почты недели. Вот, что пишет автор первого из них — староста дома № 4 по улице 40 лет Октября О.Д. Воропаева:

«Каждый месяц, мы, собственники жилья дома 4 по улице 40 лет Октября, получаем из Управляющей компании квитанции на оплату жилищных и коммунальных услуг. И если перечень коммунальных услуг говорит сам за себя: холодное, горячее водоснабжение, отопление и канализация, то жилищные услуги для нас весьма абстрактны — вывоз и утилизация мусора, текущий ремонт и обслуживание жилого фонда… Никто из нас не знает, каким образом утилизируется мусор, и делается ли это вообще? Что означает «обслуживание жилого фонда»?

Жильцы нашего дома задали вопрос директору ООО «КУЖФ г Боготола» В.М. Ефимову о том, из чего же складывается статья «обслуживание жилого фонда»? Из полученного в ответ на наш запрос «Минимального перечня работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и периодичности их выполнения» мы узнали, что ежемесячно оплачиваем такие работы, которые вовсе не выполняются. Например: согласно «Минимальному перечню» в нашем доме проводится техническое обслуживание систем горячего водоснабжения, а у нас горячей воды никогда не было, ведь дом полублагоустроенный; мы платим за проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизацию подвалов и поддержание в исправном состоянии входов в подвальные помещения, а подвалов в доме попросту нет, как нет у нас и подъездных крылец со ступеньками, металлической решетки и приямка перед входом в подъезд, в то время как согласно перечня, все эти несуществующие элементы чистятся и убираются от снега…  Нам промазывают мастикой в местах локальных протечек кровлю, а она у нас из шифера…

Читая «Перечень работ», мы, откровенно говоря, были шокированы. По многим его пунктам — недоумение, по плановым начислениям — негодование».

Обидно, что многие боготольцы живут в полном неведении того за что исправно платят. А Управляющая компания с большим нежеланием делится какой-либо информацией. Между тем, все должно быть наоборот. «КУЖФ Г. Боготола» необходимо регулярно проводить собрания собственников квартир, определять, какие объемы работ будут проводиться в доме и одновременно — разъяснять людям, при каких условиях они станут возможны. Увы, до сих пор многие не понимают: замена кровель, ремонт подъездов, установка новых козырьков или порожков у входных дверей, асфальтирование придомовой территории — все эти мероприятия оплачиваем мы, жильцы. Управляющая компания использует для финансирования всех этих работ средства, которые поступают на лицевой счет дома. Их вносят жильцы, оплачивая строку в квитанции, которая именуется «содержание жилья».

Сотрудники управляющей компании должны регулярно информировать жителей каждого дома — сколько средств в данный момент находится на лицевом счете, каков размер долга неплательщиков. На собрании определяется объем работ, исходя из «финансовой состоятельности» многоквартирного дома. Иного не дано, только так сегодня требует жилищное законодательство.

Я попросил прокомментировать изложенные в письме факты и.о. директора ООО «КУЖФ г. Боготола» Геннадия Леонидовича Шишкова. По его словам, накладка с внесением в минимальный перечень работ по содержанию общего имущества в этом доме несуществующих услуг возникла потому, что технический паспорт на дом № 4 по улице 40 лет Октября в свое время просто не был передан в «КУЖФ г. Боготола» — оказывается, он утерян в неразберихе, царившей при поэтапной передаче жилого фонда от НГЧ — ЖКХ, а впоследствии, от ЖКХ — нынешней Управляющей компании. В результате, членам ТСЖ был направлен стандартный перечень работ, не учитывающий технические особенности их дома.

- Оформление нового техпаспорта является весьма дорогостоящей процедурой. Поэтому, прежде чем тратить на ее проведение средства собственников жилья, мы должны будем предварительно вынести  этот вопрос на рассмотрение общего собрания жильцов дома. Что касается всех «спорных» пунктов, то они, конечно, будут исключены из перечня работ, — добавил Г.Л. Шишков в завершение нашего разговора.

В общем, можно было бы говорить о том, что справедливость восторжествовала, однако чувство легкого недоумения у меня все же осталось: а если бы члены ТСЖ не проявили настойчивость и не затребовали у КУЖФ перечень работ? Им бы что, пришлось оплачивать жилищно-коммунальные услуги, которые, по сути, никогда не оказывались?

Другое письмо нам пришло от жильцов многоквартирного дома № 18 по улице 40 лет Октября. Кстати, необходимо отметить, что это не первое их обращение в редакцию. В номере от 12.01.2012 года мы уже публиковали их письмо и ответ на него директора «КУЖФ г. Боготола» Виктора Марковича Ефимова. Однако, как показывает время, ответ не удовлетворил собственников квартир и с мнением руководителя Управляющей компании они во многом не согласны. В новом письме его автор, председатель Совета многоквартирного жилого дома № 18 Л. Землякова, ссылаясь на акт проверки технического инспектора Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, требования технического регламента и протоколы общих собраний собственников квартир, указывает на то, что по ее мнению, в течение 2011 года Управляющая компания, не смотря на многочисленные заявки, устранила неисправности и течи кровли дома; ремонт межпанельных швов наружных стен дома был выполнен с браком, в результате — после январских морозов в «КУЖФ г. Боготола» подано 15 заявлений на холод в квартирах; не восстановлена антикоррозийная защита и тепловая изоляция стальных труб отопления, холодного и горячего водоснабжения в подвале в рамках подготовки к отопительному сезону, хотя средства с расчетного счета дома за обслуживание жилого фонда регулярно снимаются. Выдвинут и целый ряд других серьезных претензий. Конечно, со своей стороны мы передадим это письмо в Управляющую компанию для ознакомления и предоставим ее руководству возможность ответить на него на страницах газеты, но, уже сейчас, даже не вдаваясь в подробности, ясно главное:  жильцы дома и «КУЖФ г. Боготола» придерживаются абсолютно противоположного мнения в оценке объема и качества выполненных работ…. При этом нам, журналистам, приходится констатировать неутешительный факт — подобные письма в редакцию «Земли боготольской» приходят все чаще!

Впрочем, наш город не является в этом вопросе чем-то уникальным: схожая ситуация наблюдается в большинстве территорий края, об этом сегодня открыто говорится в средствах массовой информации и на местном, и на региональном уровне. Еще в октябре 2011 года по распоряжению губернатора был создан call-центр по вопросам ЖКХ. Специалисты центра в телефонном режиме оказывают консультации населению в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Так вот, только за четыре месяца в call-центре приняли почти пять тысяч обращений граждан, причем, большинство из них как раз касаются оплаты услуг ЖКХ и работы управляющих организаций. По словам министра ЖКХ края Андрея Владимировича Резникова, несмотря на «стабильное прохождение морозного периода» и «оперативное устранение нештатных ситуаций», «удовлетворенность населения качеством коммунальных услуг продолжает оставаться низкой».

- Это один из наиболее сложных вопросов. Он связан с непрозрачностью деятельности управляющих организаций и отсутствием независимой оценки их деятельности. Большинство обращений граждан связано с отсутствием у населения информации о перечне, видах, периодичности и стоимости выполняемых работ. В целом население знает, что платит за лифт, уборку помещения, вывоз мусора. Но не понимает, сколько раз должны за эти деньги мыть в подъезде, мести двор, какой проводить ремонт — отметил в одном из своих недавних выступлений А.В. Резников.

Разделяя озабоченность жителей Красноярья, краевые власти сейчас берут вопросы, связанные с работой ЖКХ, под особый контроль. К примеру, вариантам решения этой общей для всех территорий проблемы было посвящено совещание, которое 26 января губернатор проводил с главами городов и районов края. На нем он потребовал немедленно навести порядок в отношениях населения и управляющих компаний.

- Жители края должны знать, что им положено за те деньги, которые они платят, а не покупать «кота в мешке». Работа организаций отрасли ЖКХ обязана стать максимально открытой и прозрачной. Те, кто не желает или не может работать по единым и понятным правилам, должны будут уйти с рынка, — заявил тогда Лев Владимирович Кузнецов. Кроме того, он подчеркнул, что ЖКХ — это та сфера, которая больше других волнует население края. «Тепло и свет в квартирах жителей региона, качество воды, чистота во дворах и в подъездах — от них 24 часа в сутки, 365 дней в году зависит бытовой комфорт, нормальная работа предприятий и учреждений. Это те ключевые точки, по которым красноярцы оценивают работу органов власти всех уровней», — сказал губернатор. На совещании он поручил разработать в первом квартале 2012 года единую платежную квитанцию для населения, в которой будет раскрыта полная информация о перечне, видах, периодичности выполнения и стоимости работ и услуг, оказываемых жителям многоквартирных домов. Главам территорий — лично держать на контроле ситуацию с тарифами на услуги ЖКХ.

- Председатель Правительства России Владимир Путин запретил повышать коммунальные тарифы с 1 января 2012 года. Знаю, что уже были зафиксированы отдельные попытки поднять цены на услуги ЖКХ. Это недопустимо. Требую от глав муниципальных образований взять эту тему под личный контроль и пресекать даже единичные случаи роста цен на жилищно-коммунальные услуги, — такими словами подвел итог совещания губернатор Красноярского края.

В заключение хотелось бы сказать следующее. Конечно, рыночные отношения подразумевают выбор. Мы можем купить продукты в дорогом супермаркете, или в обычном магазине, или на рынке. Но с ЖКХ у людей такой выбор есть далеко не всегда, поэтому совершенно нормально, что они волнуются. И управляющие компании в их представлении являются неким воплощением «темных» сил, которые тянут деньги из кармана. Сейчас критическая масса недовольства растет быстрыми темпами. И это понятно: люди всегда быстрее организуются там, где речь идет об их личных, кровных интересах. Ясно, что любая услуга на рынке стоит денег, но когда мы имеем, зачастую, безальтернативную, непрозрачную, непонятную для населения схему, то рано или поздно в ее работе начнутся сбои, что мы сейчас и наблюдаем.

Есть ли надежда на то, что ситуация изменится к лучшему? Думаю, да. Залогом этой уверенности лично для меня служит позиция руководства края — очень своевременные меры, предложенные губернатором, должны внести в работу ЖКХ территорий столь ожидаемые населением изменения, что называется вернуть «народный контроль» качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг и сделать так, чтобы собственники жилья, наконец, стали ими не по названию, а по существу!

Г. АКАЦЕВИЧ.

 

Оставить отзыв

Вы должны быть зарегистрированы для того, чтобы оставить комментарий.